Сб, 23 Октября, 2021
Липецк: +10° $ 71.78 83.33

Как рождается патриотизм

Сергей Литаврин | 05.12.2019 08:45:00
Как рождается патриотизм

Фото Сергея Литаврина

Люди старшего поколения наверняка помнят песню на стихи Михаила Матусовского «С чего начинается Родина» впервые она прозвучала в культовом советском фильме «Щит и меч». А с чего начинается любовь к Родине? Как появляются духовные скрепы, которые делают нас патриотами своей страны? Сельский учитель, преподаватель истории школы поселка Лески Краснинского района Юрий Вишняков уверен, что основой патриотизма является хорошее знание истории. Чтобы его ученики лучше усвоили уроки о событиях 1941 – 1945 года он подготовил историко-краеведческую игру «Чтим! Помним! Гордимся!», которая в этом году приобрела статус образовательного проекта районного масштаба.

– Юрий Васильевич – необыкновенный человек и прекрасный учитель. Он считает, что каждое событие преподаватель истории должен трактовать с гражданско-патриотический позиции. И это дает эффект. При такой подаче школьники лучше усваивают учебный материал, – рассказала директор лесковской школы Лариса Мазурова. – Кстати, разработанный им сценарий историко-краеведческой игры стал призером прошедшего недавно областного конкурса, приуроченного к 75-й годовщине Великой Победы «День великий – 9 мая!», организатором которого был Липецкий институт развития образования.

Уже в этом месяце начнется первый этап образовательного проекта – заочная викторина, в которой могут принять участие школьники от 6-го до 11-го классов. Представленные в ней вопросы, а их около сорока, поражают своим разнообразием. Причем на некоторые из них не сразу смогут ответить даже дипломированные историки. Участникам викторины, придется покопаться в Интернете в поисках правильных ответов.

Юрий Вишняков предложил автору этих строк для эксперимента попробовать ответить на несколько вопросов. Тоже пришлось прибегнуть к помощи «всемирной паутины». И что самое интересное, найдя ответ на поставленный вопрос, попутно запоминаешь немало другой интересной информации. К примеру, есть такой вопрос: «Кто из советских летчиков в одном бою уничтожил 9 немецких самолетов?» Узнал, что это был Александр Городец, а заодно почитал и про других летчиков-асов.

Так, практически со всеми вопросами викторины. На это и рассчитывал Юрий Васильевич, составляя свой вопросник.

Но заочный этап – это только первая часть историко-краеведческой игры. Ее финал пройдет в будущем году в поселке Лески 16 апреля. Дата выбрана не случайно, в этот день началась Берлинская наступательная операция, завершившаяся капитуляцией фашистских войск. В местной школе соберутся команды со всего Краснинского района, которым предстоит принять участие в различных творческих состязаниях. Это конкурсы на лучшее исполнение песен времен Великой Отечественной войны и стихотворений о Великой Победе, конкурс «Письмо с фронта», рассказы о краснинцах – участниках войны и другие. Оценивать конкурсантов будут как раз ветераны-красницы – свидетели той войны, а также преподаватели Института истории, права и общественных наук ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского.

По словам Юрия Вишнякова, этот педагогический метод – обучение современной истории с помощью реальных свидетелей исторических событий или тех, чьи судьбы неразрывно связаны с историческими событиями, он начал использовать сразу, как только пришел преподавать в школу.

– К этому меня подвиг, наверное, мой учитель, участник войны Якунин Петр Павлович, благодаря которому, я собственно, и стал преподавателем истории. Помню, как он говорил: «Не верь, Юра, тем, кто свою интерпретацию исторических событий подает, как факты. Старайся сам собирать факты, узнавать о событиях от их участников, и только потом делай выводы и давай оценки. И ребятишек своих учи думать своей головой».

Поэтому Вишняков по два-три раза в месяц приглашает на встречи с учениками школы ветеранов войны и тружеников тыла, воинов-афганцев, участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, бывших военнослужащих, летчиков Липецкого авиацентра… Недавно в гости к лесковским школьникам приезжали члены известного в регионе экспедиционного отряда «Неунываки». Рассказывали о своей поисковой деятельности в местах, где шли жестокие бои, преподнесли в дар школьному музею несколько находок.

– Наши гости на примерах из собственной жизни рассказывают о мужестве и героизме нашего народа, о единстве фронта и тыла, о труде подростков в лихую годину, о событиях которые происходят сегодня в нашей стране, на Украине, в Сирии. Это помогает моим ученикам критически оценивать прошлое и настоящее, – говорит Юрий Васильевич.

– В последние годы появляется все больше, так называемых историков, которые пытаются исказить факты о Великой Отечественной, принизить роль светского народа в победе над фашизмом, а то и вовсе нивелировать значение победы. Я патриот до мозга костей. Хочу, чтобы и мои ученики были такими же патриотами. А патриотизм рождается только в знании подлинной истории своей страны. Я в этом убежден.

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных