Вт, 27 Октября, 2020
Липецк: +11° $ 76.47 90.41

Политический офсайд и как с ним бороться

Игорь Плахин | 30.03.2017

Есть в футболе хитрый прием, применяемый, как правило, против более сильного соперника. Называется искусственный офсайд: футболист, видя, что ему дают пас, бежит к воротам, а соперники, вместо того чтобы вступить  в борьбу за мяч, всей командой бросаются прочь от своих ворот, искусственно создавая ситуацию «вне игры». 

Однако таким приемом пользуются не только футболисты. Местные политики – тоже мастера создавать искусственный офсайд на информационном поле. Такую тему журналисты областных и районных СМИ подняли на круглом столе, прошедшем на прошлой неделе в областной избирательной комиссии.  

Приглашая журналистов обсудить совместные проекты в газетах и на телевидении, председатель облизбиркома Юрий Алтухов отметил важную роль местных СМИ в информировании граждан о выборах и о происходящих в регионе политических процессах, в повышении явки и политической культуры избирателей. Хотя прямую зависимость между числом публикаций и телесюжетов, посвященных выборам, и явкой избирателей, судя по статистике, приведенной заместителем председателя обл- избиркома Сергеем Кораблиным, установить затруднительно.

В 2011 году состоялись выборы депутатов Госдумы одновременно с выборами депутатов липецкого облсовета и главы Липецка. СМИ выпустили в свет 3600 материалов. Явка на выборах в Госдуму составила 57% от общего числа избирателей. В 2012 году на выборах Президента России журналистских материалов было 3500. Однако явка выросла до 66%. В 2016 году при проведении выборов депутатов Госдумы и липецкого облсовета явка составила 53%. При этом число вышедших материалов также составляло 3500. Минимальная явка избирателей на участки в области была зафиксирована в 2015 году на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований. Тогда журналисты подготовили 1900 материалов, явка по области составила 39%. И при такой же работе журналистов – 2000 материалов, явка на выборах главы администрации Липецкой области в 2014 году оказалась выше – 48%.

Отсюда напрашивается вывод: дело не только в количестве, но и в качестве публикаций. Представители облизбиркома, например, хотели бы видеть в местных СМИ больше публикаций о работе региональных отделений политических партий, посетовав на дефицит аналитики, сравнительного анализа предвыборных программ партий и кандидатов.

В ответе журналистов на эти справедливые упреки и вскрылась проблема «политического офсайда». Похоже, некоторые партии намеренно не идут на контакт с общественно-политическими СМИ, окучивая электорат с помощью лишь своих средств массовой информации, где только они Д’Артаньяны, а все остальные – «редиски». А все потому, что сравнение с иными партиями и программами чревато потерей избирателей – люди задумаются, оценивая аргументы, и тогда грош цена всем зомбирующим установкам. Вот партии и хранят молчание. 

Судите сами: с начала года на электронную почту газеты «Регион. Вести» пришло более 150 писем от регионального отделения «Единой России» с сообщениями об акциях и реализуемых ими партийных проектах, три письма от ЛДПР и еще одно от «Партии пенсионеров». Остальные молчат. В итоге сокращается спектр политических тем и у нас, журналистов. Не писать же нам в каждом номере только о «Единой России». Вот такой политический офсайд.

Бороться с ним нужно на законодательном уровне, отметил Юрий Алтухов. В частности законодатели могли бы обсудить прозвучавшее на круглом столе предложение обязать партии и кандидатов открывать на сайте избиркома предвыборные странички со своими программами. Тогда появится возможность для сравнения, а по истечении срока депутатских полномочий – для оценки сделанного.  

А пока этого нет, можно воспользоваться такой идеей заместителя директора издательского дома «Липецкая газета» Игоря Безбородова:

– Сейчас начались субботники по очистке территорий от накопившегося мусора. Наверное, стоит пригласить на них и партии, закрепив за каждой по участку в одном из парков, чтобы политики организовывали там свои агитационные площадки, а люди, сравнивая, видели, кто из них чего стоит. 

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных