Вс, 15 Сентября, 2019
Липецк: +18° $ 64.47 71.51

В черноземной глубинке прописались… индейцы

Сергей Банных | 23.05.2019 07:05:49
В черноземной глубинке прописались… индейцы

Фото Николая Черкасова

Казалось бы, что общего между селом Чернава Измалковского района, расположенным почти на границе Липецкой и Орловской областей, и североамериканскими индейцами? На первый взгляд, ничего. Но настырные чернавцы сумели-таки нащупать тонкую нить, связывающую два континента в разных полушариях. 

Во всем «виноват» Бунин

И такой «связующей нитью» стало творчество нашего земляка Ивана Алексеевича Бунина. Несмотря на то, что Бунин немало попутешествовал по миру, в Новом Свете побывать ему все же не довелось, да и вряд ли в течение всей своей продолжительной жизни он видел хотя бы одного живого индейца. Но давайте попробуем во всем разобраться по порядку. 

В 1896 году тогда еще молодой и почти не известный в литературных кругах Иван Бунин перевел на русский язык эпическую поэму американского поэта Генри Лонгфелло «Песнь о Гайавате», легендарном вожде североамериканских индейцев. Произведение, которое признано классическим достоянием американской литературы. Кстати, Бунинский перевод до сих пор считается непревзойденным. В 1903 году за него Иван Алексеевич был удостоен престижной в Российской империи Пушкинской премии, которая укрепила репутацию Бунина как литератора. 

Но это еще не все. В 1909 году Иван Бунин посетил Чернаву, где, по данным местных краеведов, с 1636 по 1638 год служил воеводой его давний предок Иван Афанасьевич Бунин. Теперь прослеживаете связь? 

Собрав все эти сведения воедино, активисты историко-краеведческого сообщества «Дикое поле» и проекта «Чернавская крепость» при поддержке местной и районной администраций решили провести литературно-этнографический фестиваль «Песнь о Гайавате на границе Дикого поля». Он прошел в минувшие выходные на валах бывшей Усть-Чернавской крепости в селе Чернава. 

Лагерь индейцев, состоящий из нескольких брезентовых типи – так правильно называется жилище коренных обитателей североамериканских просторов – раскинулся напротив крепостных валов, неподалеку от реки Быстрая Чернава. Внешний вид, оружие, одежда, предметы быта краснокожих – все это вызывало неподдельный интерес у гостей фестиваля. Так кто же они, современные «индейцы»?

– Существует группа индеанистов, любителей всего, что связано с индейской культурой, – поясняет «индеец» из Подмосковья Андрей Борчан, на чье мировоззрение повлияли произведения Фенимора Купера и других американских писателей. – Нас не так много, но наши единомышленники есть по всей стране. Мы проводим «племенные сборы» на территории от Москвы и Питера до Алтая. У вас мы впервые, пока все нравится, и, возможно, Чернава станет новой точкой на нашей карте. 

Болели против «бледнолицых»

По разные стороны от «индейцев» расположились реконструкторы в облике русских воинов XVII века и солдат федеральной армии США времен гражданской войны 1861–1865, в которой, кстати, хотя и опосредованно, принимала участие и Россия. 

Стрельцы, индейцы, американские солдаты... От всего этого у некоторых гостей фестиваля голова начинала идти кругом. 

– Я понимаю, стрельцы, но индейцы, и тем более «янки», они-то здесь каким боком? – недоумевал местный житель Иван Сергеевич, самый старший из трех поколений семьи Ивановых. 

– Зато все красочно и интересно, – возразил отцу средний из Ивановых, Александр. 

А самый маленький представитель семейства, Ваня, и не думал дискутировать, он с неподдельным детским любопытством взирал на все происходящее. 

А посмотреть было на что. Как и ожидалось, индейцы не смогли мирно ужиться с американскими переселенцами, на помощь которым пришли солдаты. На фестивальной поляне развернулись самые настоящие боевые действия. Ко всеобщему недовольству зрителей победу в бою одержали оснащенные винтовками, револьверами и артиллерией бледнолицые. 

Фестиваль оказался довольно продолжительным, но гостей это не отпугнуло. К услугам детворы был детский городок, где юные посетители могли с удовольствием коротать время в перерывах между фестивальными мероприятиями. Местом проведения фестиваля в целом остались довольны и его участники, многое повидавшие на своем веку, но отметившие, что над поляной надо еще немного «поработать». Например, очистить от деревьев и кустарника часть берега реки, чтобы на нее открывался красивый вид. 

– Продолжение обустройства площадки входит в наши дальнейшие планы. Мы хотим, чтобы жизнь здесь кипела круглогодично. Помимо местных жителей, будем стараться привлекать на фестиваль и иногородних гостей. Все предпосылки для этого есть, наше село находится на федеральной трассе и вполне может стать своеобразными культурными воротами в Липецкую область, – поведала глава Чернавской сельской администрации Татьяна Халяпина. 

С ней солидарен и глава Измалковского района Владимир Иванников: 

– У нас есть задумка создать районную туристическую программу, чтобы гости останавливались с ночевкой. Чернава могла бы стать опорным пунктом этой программы, а отсюда туристы смогли бы продолжить путь в дом-музей Стаханова, в село Панкратовку, где проходит полюбившийся многим фестиваль «Яблони в цвету», и в другие интересные места, которых на измалковской земле хватает. 

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных