Вт, 21 Мая, 2019
Липецк: +21° $ 64.54 71.97

Двойной таран

Виктор Елисеев | 07.05.2019 06:32:44
Двойной таран

Подвиг нашего земляка, уроженца небольшого села Топтыково Раненбургского района Рязанской области (ныне Чаплыгинский район Липецкой области. – Прим. авт.) младшего лейтенанта Михаила Борисова, стал легендой авиации. За один воздушный бой он совершил два тарана, оба – уже на горящем самолете.

На волосок от трибунала

В 1931 году 14-летний деревенский паренек Михаил Борисов набрался смелости и в поисках лучшей доли уехал из родного Топтыково прямо в столицу. В Москве он устроился на работу учеником столяра. Через семь лет его призвали в РККА. В то время молодежь грезила подвигами Чкалова, Байдукова, Громова, Леваневского, Водопьянова, поэтому Михаил решил продолжить военную карьеру и поступил во 2-ю Борисоглебскую военную авиационную школу, носящую имя его кумира В.П. Чкалова. После ее окончания получил направление в Белорусский военный округ.

В декабре 1939 года он в составе звена на своем «И-16» патрулировал границу и увидел, как в советское воздушное пространство вторгся немецкий самолет «Ju-88». После подписания пакта о ненападении между Советским Союзом и Германией советское командование, опасаясь провокаций, под угрозой трибунала запретило трогать воздушных нарушителей. Однако Борисов нарушил запрет и начал преследовать «Юнкерс». Противник открыл огонь по «ишачку» нашего летчика, но Борисов все-таки сумел посадить нарушителя на нашей территории.

Началось расследование инцидента. Немецкие авиаторы уверяли, что они заблудились. Над Борисовым нависла угроза трибунала... Спасло его то, что немцы не успели уничтожить пленку, на которой были засняты наши аэродромы и укрепления.

И снова в ВВС

Но и это не спасло смелого летчика от наказания. Его просто… отправили в отставку. И стал Борисов работать инструктором во Фрунзенском аэроклубе столицы. А вскоре грянула война. Михаил подал заявление с просьбой отправить его на фронт. Но его как летчика с большим опытом направляют инструктором во 2-й запасной авиаполк ВВС Военно-Морского флота. «Ставя на крыло» начинающих пилотов, он пишет рапорт за рапортом об отправке на фронт. И, наконец, добивается своего.

В марте 1942 года Борисова зачислили в 62-й истребительный авиационный полк Черноморского флота командиром звена. Боевые вылеты начались в июле. С аэродрома Мысхако летчики сопровождали бомбардировщики, прикрывали корабли, вели воздушную разведку.

7 июля младший лейтенант Борисов вместе со своим ведомым – сержантом Низовским, заметив бомбардировщик «Ю-88», смело атаковал врага и открыл боевой счет полка. К началу августа 1942 года у Михаила Алексеевича было два сбитых бомбардировщика и один истребитель «Ме-109».

Иду на таран

10 августа 1942 года младший лейтенант Борисов и его ведомый – сержант Василий Холявко – уже возвращались на аэродром после очередной боевой операции, когда командир авиаполка сообщил по рации, что на Новороссийск идут пять немецких бомбардировщиков. Михаил решил перехватить «хейнкелей». Немцы летели уверенно, не прячась в облаках, и появление двух «ЛаГГ-3» было для них неожиданным. Советские летчики сразу же атаковали опешившего врага. Михаил первым обстрелял ведущего, вырубив один из его моторов. Холявко «полоснул» очередью по бензобакам замыкающего строй бомбардировщика. Самолет моментально загорелся и взорвался.

Опомнившись, немцы открыли ответный огонь. Один из фашистов сумел поразить самолет Борисова. Истребитель загорелся. Пытаясь сбить пламя, Михаил набрал высоту. Но самолет продолжал гореть. И тогда Борисов бросил свой объятый пламенем истребитель на вражеский самолет. Попавший под таран, немецкий бомбардировщик развалился на части и стал падать. Терял высоту и не потерявший управления самолет Борисова. Пламя подбиралось к кабине летчика. Михаил еще мог покинуть машину, но он решил продолжить бой до конца и направил свой покалеченный истребитель на вражеский бомбардировщик, продолжавший держать курс на Новороссийск. Таран. Взрыв, раскидавший в небе обломки двух самолетов. Своей самоотверженной атакой советские летчики сорвали бомбардировку города.

В память о Герое

Подвиг Борисова – его двойной таран, не имевший аналога, потряс однополчан. В тот же день они совершили по три-четыре боевых вылета, сбили 19 гитлеровских самолетов. Это была своего рода тризна по боевому товарищу.

6 мая 1965 года – накануне 20-й годовщины Победы – Михаилу Борисову было посмертно присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Золотую Звезду Героя и орден Ленина вручили вдове Михаила Алексеевича Анне Яковлевне Борисовой и их сыновьям.

А легендарный летчик-ас, трижды Герой Советского Союза, маршал авиации Александр Покрышкин 10 мая 1965 года написал письмо семье Борисова. Есть в нем такие строки: «В тяжелые годы войны Ваш муж и отец младший лейтенант М.А. Борисов показал примеры мужества и стойкости в боях с немецко-фашистскими захватчиками и геройски отдал свою жизнь великой Победе над врагами Родины. Его бессмертный подвиг навсегда сохранится в сердцах советского народа и новых поколений авиаторов, умножающих славные традиции фронтовиков…».

Имя Михаила Алексеевича навечно зачислено в списки воинской части, в составе которой он сражался. Его имя носит бывшее село Супнели в Крыму.

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных