Вс, 15 Сентября, 2019
Липецк: +18° $ 64.47 71.51

А я достойного узнаю по программе

Игорь Плахин | 29.08.2019 10:59:00
А я достойного узнаю по программе

Как сделать правильный выбор 8 сентября

На политическом фронте сейчас самая горячая, агитационная пора: одни кандидаты в губернаторы проводят встречи с избирателями, вторые сходятся друг с другом в теледебатах, третьи сделали ставку на агитацию в СМИ и в Интернете, где рассказывают о себе и о своих программах. Лозунги – один другого зажигательней, обещания – одно другого «слаще». Хочется верить всем и всему. Однако по опыту предыдущих выборов мы, избиратели, знаем, что формула «обещать – не значит жениться» в отношении политиков справедлива особенно. Как не обмануться 8 сентября, делая выбор в пользу того или иного кандидата? Для этого вместе с экспертами попробуем выработать в помощь избирателю критерии оценки предвыборных программ.

Актуальность

Успех любой избирательной кампании во многом определяется злободневностью поднятых проблем. Вспомните, как в 1993 году тогда еще малоизвестные либерал-демократы, угадав с «русским вопросом», на выборах в Госдуму одержали победу по партийным спискам, опередив и партию власти, и коммунистов.

Мы, избиратели, в большинстве своем оцениваем кандидатов, сопоставляя проблемы, с которыми нам приходится сталкиваться, с теми, которые обещает решить тот или иной политик. Поэтому для политиков важнейшей задачей всегда было определить, что больше всего волнует избирателей на данный момент.

Еще пару лет назад предвыборные программы в нашем регионе писали, составляя рейтинг злободневных проблем по публикациям в СМИ, в ходе встреч с избирателями, на партконференциях и праймериз. И здесь степень совпадения с реальными ожиданиями избирателей во многом зависела от качества обратной связи – чем больше у партии сторонников на местах, чем активнее работают ее первичные отделения, тем качественнее предвыборная программа.

Однако с прошлого года ситуация в регионе кардинально изменилась. Создание сайта врио губернатора «Развиваем Липецкую область вместе», а также открытие руководителем региона аккаунтов в социальных сетях сделали так называемое «облако проблем» общедоступным.

Теперь, чтобы узнать, что волнует жителей области, не обязательно иметь разветвленную партийную сеть, достаточно войти в Интернет и посмотреть, с какими вопросами обращаются люди к власти. В итоге все кандидаты оказались в равных условиях с точки зрения возможности определить круг проблем и степень их актуальности. Видимо, поэтому центральные темы агитационных выступлений у большинства кандидатов на должность главы администрации Липецкой области совпали.

– Липецкая область характеризуется стабильной социально-экономической ситуацией. Острых, скандальных проблем у нас нет. Поэтому из года в год на выборах поднимаются одни и те же темы, связанные с федеральной повесткой. Это ЖКХ в самом широком смысле этого слова, благоустройство, здравоохранение, экология, – поясняет кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права, гражданского и арбитражного процесса ЛГТУ политолог Андрей Забайкалов.

Кстати, две недели назад в областной администрации проходил брифинг, посвященный обращениям граждан. Журналистам привели такие данные: больше всего обращений – 27,1% – приходится на тему оказания услуг в сфере ЖКХ и капитального ремонта, на втором месте вопросы предоставления социальной поддержки населению – 9,2%, следом идут темы жилья – 7,5%, оказания медицинской помощи – 7,4%, строительства дорог и транспортного обслуживания – 6,1%, экологии и обращения с отходами – 5,8%, строительства – 5,3%.

Так что вполне нормально, если эти темы звучат в предвыборных программах. А вот если какой-то кандидат их избегает, это повод задаться вопросом: а насколько хорошо владеет данный претендент на губернаторское кресло ситуацией в нашем регионе?

– Все кандидаты в губернаторы – партийные выдвиженцы. Поэтому лозунги партий в их агитации тоже будут присутствовать. Но если партийная федеральная тематика превалирует, как не раз бывало в предыдущие годы, это тоже повод избирателю задуматься. Программа кандидата должна быть конкретизирована под регион, – формулирует еще один критерий оценки Андрей Забайкалов.

Адекватность

А как оценить саму программу неискушенному избирателю, не имеющему экономического образования?

– Любой, кто бы ни избрался на губернаторский пост, будет обладать примерно одинаковым объемом возможностей, – продолжает политолог. – Следовательно, если кто-то обещает сделать много и очень быстро, это заведомый обман. Поэтому нужно просто ориентироваться на реальность. Например, можно добиться повышения зарплат в регионе. Но повысить их в несколько раз, приблизить к московскому уровню не под силу никому – рост заработной платы не может превышать темпы роста экономики.

И даже к обещаниям повысить зарплаты бюджетникам – здесь у губернатора как раз есть возможности для маневра – нужно относиться крайне осторожно.

– С 1 января 2019 года в регионе на 10 процентов была повышена оплата труда работников бюджетной сферы, на которых не распространяется действие указов Президента РФ. Повышение, которое коснулось всего лишь 46 тысяч человек, обходится бюджету в 930 миллионов рублей в год, – приводит пример кандидат экономических наук заведующая кафедрой «Финансы и кредит» липецкого филиала Финансового университета при Правительстве РФ Елена Кукина. – Сегодня около трети от 60-миллиардного бюджета Липецкой области уходит на оплату труда работникам бюджетной сферы. Теоретически губернатор, конечно, может повысить зарплату всем бюджетникам. Но тогда резко сократятся расходы на медицину, благоустройство, строительство и ремонт дорог, и ситуация в этих сферах начнет ухудшаться. Такое решение вряд ли можно назвать адекватным. Поэтому всерьез следует принимать, пожалуй, только обещания о повышении заработной платы отдельным категориям работников для решения каких-либо конкретных задач, таких как, например, сокращение дефицита кадров педагогов в сельских школах или медиков. И вообще было бы правильно, если бы любое обещание всех облагодетельствовать или построить что-то грандиозное сопровождалось пояснением, откуда возьмутся на это деньги.

Открытость

Тем не менее даже такие крупные, кажущиеся фантастическими проекты, как строительство липецкого метро или «Катящихся камней», теоретически осуществимы. Пусть они стоят дороже годового регионального бюджета. Но так хочется верить кандидату, что он найдет крупных инвесторов, которые будут счастливы вложить свои миллиарды в развитие Липецкой области.

– Однако когда звучат такие обещания, надо оценивать и личность того, кто их дает. Если привлечь инвестора-миллиардера обещает человек, который бизнесом не занимался, лично с миллиардерами не сталкивался и крупного государственного поста никогда не занимал, разумно будет усомниться, что по его зову в регион сбегутся миллиардеры. Ведь даже маститым политикам не всегда удается привлечь инвесторов под реализацию своих проектов, – считает Андрей Забайкалов.

А как оценить перспективы реализации менее масштабных задумок? Например, когда кандидат обещает вернуть в село «оптимизированную» несколько лет назад школу, а в соседнем селе – построить больницу?

– Такие пункты в программах кандидатов всегда подкупают, и они кажутся вполне осуществимыми – пару-тройку школ и больниц сверх плана бюджет уж точно потянет. Однако в последнее время стала популярной хитрая предвыборная технология, когда официально через СМИ кандидат (или политическая партия) заявляет, что программа написана, но нигде ее не публикует. Мол, опасается, что конкуренты «своруют», поэтому пункты программы будет раскрывать исключительно на встречах с избирателями. Эту технологию в нашем регионе уже обкатали на прошлых парламентских выборах, и сейчас, насколько я знаю, не все программы раскрываются, – предостерегает политолог. – А в этом случае в каждом селе можно обещать построить и школу, и больницу, и ДК, и автостраду провести. Ведь никто не будет ездить за кандидатом, подсчитывая, на сколько «метрополитенов» в общей сложности он наобещал.

Как защититься от недостоверной агитации? Покупатель может обезопасить себя от фальсификата, потребовав у продавца сертификат качества. По аналогии с этим, наверное, и избирателю следует требовать от кандидата полной открытости, публикации в Интернете его предвыборной программы, чтобы ее можно было проанализировать с калькулятором в руке.

Детализация

Обратите внимание, что большая часть действующих глав регионов идут на выборы с агитацией, в основе которой лежит принцип «судите по делам». Дело в том, что их программа уже написана – она в принятом депутатами бюджете, в региональных программах поддержки бизнеса, в программах развития образования, здравоохранения и т. д. Действующие главы эту многократно просчитанную «предвыборную программу» считают оптимальной. А вот их оппоненты просто обязаны видеть альтернативный путь развития – иначе зачем они идут на выборы. И большинство избирателей предпочли бы, чтобы эта альтернатива была показана в сравнении с теми показателями, которые мы достигнем, если будем развиваться в рамках уже действующей программы.

– Кто бы ни стал губернатором, ему придется отталкиваться от имеющегося бюджета. Можно найти дополнительные источники его пополнения, варианты привлечения инвестиций, схемы более тщательного контроля над расходованием бюджетных средств и оптимизации расходов. Но ожидать кардинального увеличения его доходной части не стоит. Поэтому и расходы будут сопоставимы с сегодняшними, – считает Елена Кукина. – Так, на данный момент наибольшие доли расходов областного бюджета приходятся на такие статьи, как «социальная политика» – 26%, по которой существенный удельный вес занимает финансирование социального обеспечения населения, «образование» – 25%, «национальная экономика» – 28%, «здравоохранение» – 10,5%. Здесь возможна какая-то корректировка, но существенной она не будет. Дело в том, что многие инфраструктурные проекты, которые реализуются в регионе, завязаны на софинансировании с федеральным бюджетом. В этом году поступления из федерального бюджета составят в общей сложности 14,5 млрд рублей, или 24% от регионального бюджета. Тем не менее определенная корректировка возможна, не исключено участие региона в иных федеральных программах на условиях софинансирования. Все это можно просчитать, спрогнозировать изменения и показать в предвыборной программе.

Детализация предвыборной программы, учет всех подобных нюансов, пожалуй, являются одними из важнейших признаков ее качества.

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных