Чт, 17 Октября, 2019
Липецк: +10° $ 64.22 70.73

Особенности коммунального управления

Игорь Плахин | 25.06.2015

Коммунальный рынок словно застыл в 90-х: микрорайоны поделены и «крышуются» управляющими компаниями. Нередко «управляшки», собрав с жильцов миллионы, объявляют себя банкротом, а потом их владельцы регистрируют новую компанию и продолжают окучивать ту же делянку. Так было до весны 2015 года, пока не заработал закон об обязательном лицензировании управляющих компаний. Как обстоят дела сейчас, журналистам предложили посмотреть в ходе пресс-тура, организованного областной администрацией. 

В 2014 году на территории Липецкой области действовали 143 «управляшки». Когда стало ясно, что, ужесточая закон, государство берет коммунальную сферу под реальный контроль, продолжить свою деятельность решились менее 70% из них. 

То, что часть «управляшек» добровольно уйдет с коммунального рынка, было ожидаемо. Эпоха коммунального беспредела закончилась. С марта этого года Госжилинспекция вправе за нарушения оштрафовать управляющую компанию на 250 тысяч рублей. Более того, за неисполнение предписаний Госжил­инспекции управляющая компания может запросто потерять обслуживаемый дом. И, если таким образом «выпадет» 15% домов, «управляшка» автоматически лишится и самой лицензии. 

А получить ее непросто. Из 102 компаний, обратившихся в Госжилинспекцию с заявлением о предоставлении лицензии, лицензионную комиссию смогли пройти только 95. Причем три из них – областные и муниципальные, созданные совсем недавно, чтобы было кому обслуживать дома, лишившиеся управляющих компаний. 

– До недавнего времени законы экономики в коммунальной сфере были нарушены. Но сейчас ситуация меняется. На этом рынке остались только те организации, которые готовы вести свой бизнес честно, – сказал заместитель главы региона Руслан Губайдуллин, давая старт пресс-туру. 

С работой двух государственных управляющих компаний – МУП «АДС» и ОГУП «ЛОКК» – журналисты познакомились в Липецке. Обе они создавались на базе организаций, имеющих многолетний опыт работы в коммунальной сфере. На рынок коммунального управления вошли, взяв по несколько «заброшенных» домов, и, как говорится, стали делать что должно: осушать подвалы, стеклить подъезды, благоустраивать прилегающую территорию. А когда люди увидели, как работают государственные коммунальщики, под их крыло стали переходить и другие дома. Так, у «ЛОКК» уже 55 многоэтажек, причем по всему городу. Просьбы взять дома на обслуживание поступают уже из районов области: Чаплыгинского, Добровского, Задонского. Людей привлекает прежде всего то, что их компания – государственная, а это для большинства населения является символом надежности. Следует отметить, что государственные компании сразу установили тариф за обслуживание ниже, чем был у предыдущих «управляшек». Работать дешевле помогает собственная производственная база. 

Противоположностью государственным компаниям оказалось ООО «Объединенная управляющая компания». И производственной базы у нее нет, и тариф высокий – под 20 рублей за кв. м. Но дорого не значит плохо. Просто работает она по иному принципу. Штат у нее минимален, а все работы, начиная с вывоза мусора и заканчивая подготовкой к отопительному сезону, ведут подрядные организации. 

– У нас около 20 подрядчиков. В договорах с ними мы прописываем жесткие штрафные санкции. Поэтому, если кто-то схалтурит, мы его переделать заставим и фактически сэкономим, получив неустойку. Считаю эту модель управления наиболее эффективной и менее затратной для собственников, – поясняет директор «ОУК» Сергей Ткаченко. 

По его словам, высокий тариф согласован с жильцами для того, чтобы оставались деньги на дополнительное благоустройство домов. В частности, в подъездах установлены пластиковые окна и заменены тепловые узлы. В одном из домов установлен автоматический регулятор температуры отопления. 

– Когда температура на улице повышается, люди открывают окна настежь. В результате идет расход тепловой энергии. Благодаря этому прибору мы регулируем температуру воды в трубах отопления. В итоге суммы за отопление в квитанциях снизились примерно на 15%, – рассказал С. Ткаченко. 

В Грязях до конца прошлого года было четыре управляющих компании. А с декабря ярким конкурентом на местном рынке коммунальных услуг стала еще одна – созданная на базе ООО «Водоканал». Экономя за счет собственной производственной базы, «Водоканал» установил самый низкий в городе тариф, хотя дома ему достались не лучшие. Устранив недостатки, «Водоканал» всерьез занялся благоустройством подъездов и дворов. 

– Разница между прежней управляющей компанией и этой огромная. Раньше никакой работы в нашем доме не велось. А теперь и звать никого не надо – сами регулярно приезжают, осматривают, составляют план работ и делают, – говорит старшая одного из домов по улице Гагарина Наталья Фатеева.

Сейчас в домах, обслуживаемых «Водоканалом», даже подвалы в идеальном состоянии. Более того, «Водоканал» всерьез занялся энергосбережением. Так, в одной из «хрущевок» заместитель гендиректора предприятия Руслан Хамхоев продемонстрировал новый тепловой узел.

– Под действием жесткой воды тепловой датчик засоряется, начинает искажать показания, – пояснил Р. Хамхоев. – Поэтому наши специалисты не раз в полгода, а каждые 10 дней снимают и чистят датчики. Еще один нюанс – расхождения между показаниями прибора поставщика теплоресурсов и общедомового прибора учета. Раньше они достигали 40%. Но после того как мы заключили с поставщиками договоры о совместном коммерческом учете, проблема исчезла. В результате жильцы стали платить меньше в среднем на 500 рублей в месяц.

Еще в одном из домов, перешедших под крыло «Водоканала» в последнюю очередь, установили прибор, регулирующий температуру отопления в зависимости от температуры наружного воздуха. 

Делается все это не за счет повышения тарифов, а на собственные средства.

И этому тоже есть объяснение. Чем меньше игроков на рынке, тем быстрее люди начинают видеть между ними разницу. И если компании не вступают в картельный сговор, между ними начинается конкуренция. В Грязях, например, протоколы собрания жильцов о переходе под крыло «Водоканала» приходилось заверять в Госжилинспекции.

– Пока на коммунальном рынке немного компаний, способных продемонстрировать высокое качество обслуживания. Но это дело времени, ведь работать в новых, более жестких условиях они начали только с мая этого года, – отметил начальник областного управления ЖКХ Александр Храбрых.

Кстати, процесс лицензирования проходит еще одна государственная управляющая компания – МУП ЖКХ «Лев-Толстовская». 

В Грязях благоустройством занимаются, не повышая тарифы ЖКХ. Фото Анатолия Евстропова

В Грязях благоустройством занимаются, не повышая тарифы ЖКХ. Фото Анатолия Евстропова

В Грязях благоустройством занимаются, не повышая тарифы ЖКХ. Фото Анатолия Евстропова
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных