Вт, 21 Мая, 2019
Липецк: +21° $ 64.54 71.97

Не может Мцыри быть упертым

Александр Гришаев, фото автора | 30.12.2014

Миновали Год русского языка, Год истории, Год культуры… Наступающий, 2015-й, объявлен президентом РФ Владимиром Путиным Годом литературы.  По мнению писателя Захара Прилепина, от того, как пройдет этот год, будет зависеть изменение отношения граждан России к самим себе.

«Правильные тексты, прочитанные правильным образом в правильное время, дают правильный национальный тонус. Именно через тексты, которые повышают самоуважение или помогают понять ситуацию в любой, в том числе критический момент, может произойти обновление страны», – уверен лауреат премии «Большая книга-2014» и фактически наш с вами земляк – от Скопинского района Рязанской области, где родился писатель, до Данковского и Чаплыгинского рукой подать.

А что думают об инициативе президента те, кто непосредственно, по роду своей деятельности, сеет разумное, доброе, вечное? Те, кто старается вернуть некогда самой читающей стране в мире этот, чего там греха таить, утраченный статус? Об этом в преддверии Года литературы мы побеседовали с преподавателем русского языка и литературы школы села Чернава Измалковского района Верой Аносовой, которая в следующем году будет отмечать 40-летие своей педагогической деятельности.

– Вера Владимировна, не секрет, что современные школьники практически перестали читать художественную литературу…

– Сейчас, к великому сожалению, книги не читают не только дети, но и взрослые. Утрачена культура чтения в семье. О чем можно говорить, если ребенок не видит маму и папу с книгой в руках? Был случай, мальчик не смог выполнить задание по литературе, потому что у него интернет отключился. Спрашиваю: почему же ты книжку не взял? «А у нас дома книжек вообще нет».

На мой взгляд, одна из основных причин того, что дети перестали читать, кроется в изменениях, которые за последние десятилетия претерпела программа школьного курса по литературе. Из-за чего дети не знают ни Виктора Драгунского, ни Анатолия Алексина – они сегодня исключены из программы. А на вопрос, кто такой Гайдар, даже старшеклассники отвечают: «Он кино про приключения Шурика снял».

Есть перечень литературы, рекомендованный для самостоятельно прочтения, – «Список ста книг». Уверена, многие из включенных в него произведений нужно вернуть или внести в школьную программу. Сегодня на уроках дети изучают творчество Гавриила Державина и жития святых. Это, конечно, хорошо. Но школьники прежде всего должны  читать доступные, близкие им по духу литературные произведения. Мы же часто стараемся, чтобы они полюбили те, которые в силу своего возраста просто не могут понять.

– Введение сочинения в качестве экзамена по литературе может способствовать возвращению культуры чтения?

– Сначала мы восприняли введение сочинения негативно. Как раз по причине того, что читательский багаж школьников, мягко говоря, небольшой. В сочинении должно быть не менее 250 слов. А некоторые дети просто не в силах собрать такое их количество в связный текст и тем более подкрепить его аргументами из литературных произведений. Школьники разучились стройно излагать свои мысли, и этот навык надо возвращать. В этом смысле новый экзамен должен сыграть огромную роль. Конечно, мы и раньше задавали домашние сочинения, но практика показывала: процентов семьдесят из них просто скачаны из интернета. А теперь ученики знают: в итоге все равно придется писать самостоятельно. Постепенно ребята и их родители поймут, что читать надо не за четыре месяца до экзамена, а уже с начальной школы.

– А реально ли теперь вернуть детей и молодежь к чтению, к книгам? И насколько важна в этом процессе роль школы, педагогов?

– В 90-е годы школа стала «учреждением, оказывающим образовательные услуги». Ее роль в воспитании,  формировании чувства патриотизма стала второстепенной. Считаю, что нам в Чернаве крупно повезло. Даже в самые сложные перестроечные и кризисные времена у нас в школе не переставал работать музей села. Постоянно пополнялась экспозиция, совершались экскурсии, там проводились уроки истории, литературные конкурсы.

– Чернава – родина известного поэта-фронтовика Павла Шубина, – вступает в разговор учитель истории и руководитель школьного музея Татьяна Анисимова. – О жизни и творчестве замечательного земляка рассказывают не только педагоги, но и сами ученики. Поэтому Шубина у нас знают все: от первоклашек до пенсионеров. Наши ученики с удовольствием и большим энтузиазмом участвуют в различных творческих конкурсах, ставших традиционными научно-литературных чтениях, посвященных Шубину и еще одному нашему замечательному земляку, святителю Феофану Затворнику. И вы знаете, современных детей это так увлекает, что они забывают о компьютерах и планшетах…

– Не все так безнадежно. Если уроки литературы проходят интересно, если учитель и сам увлечен предметом, и стремится заинтересовать ученика и если при этом немного упростить школьную программу, сделав единый для всех школ страны учебник, – задача вернуть книгу в жизнь современных школьников вполне выполнима, – уверена Вера Владимировна.

Наверное, это как раз тот случай, когда правильные тексты прочитываются правильным образом в правильное время. Он обязательно принесет свои плоды, и школьникам уже никогда не придет в голову основной чертой характера лермонтовского Мцыри назвать упертость.

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных